Азов-гора - самое высокое место в окрестностях города Полевского (588 м над уровнем моря). Азов служил своеобразным ориентиром для путников. Приметная гора была видна издали, поэтому у ее подножия проходила дорога из Кунгура в Сибирь. Ее вершина увенчана мощными скалами с отвесными стенами. Отсюда открывается красивый вид на лесистые просторы. Название произошло от тюркского азау - «коренной зуб». Увенчанные скалами вершины и в русской топонимике часто получают названия Зуб или Зубец. Гора Азов сложена шаровыми лавами базальтового состава. Основной достопримечательностью этих базальтовых лав служит пересечение их серией почти вертикально падающих даек (жил). Мощность даек колеблется от нескольких сантиметров до 10-20 м и более. Эти-то диабазовые жилы и образуют скальное обнажение вершины горы - величественное и значительное по своим размерам: высота скал нередко достигает 25 м и более. Местами скалы похожи на острый зубчатый гребень или на спину древних звероящеров, кое-где они «выложены» словно ворота: гигантские прямостоящие глыбы, между ними проход. Это место так и называется - Ворота - и служит своеобразным перевалом через Азов. В восточном направлении скалы постепенно снижаются, полого спускаясь в сторону города.
Местами скалы скользкие и острые, как стекло. Почти нет покатых и округлых зацепок, микро- и мезорельеф отличается резкостью форм: резко очерченные полки, острые отколы, многочисленные хаотичные трещины. Глубокие и разветвлённые ущелья, заросшие порой непроходимыми кустарниками, каменистые осыпи, множество «живых» камней на нечищеных скалах делают этот массив дремучим и загадочным.
Азов-гора неоднократно упоминается в сказах П. П. Бажова, тайну её сокровищ окутывает множество легенд.
легендыВ сказе «Кошачьи уши» речь идет о пугачевском движении на Урале. По народным преданиям, местами укрытия, обитания ватаг и одновременно сигнальными пунктами повстанцев были Азов-гора и Думная гора.
По большой дороге на Сибирь шло много «беглых», которые, «сбившись в ватаги», становились «вольными людьми». Эти «вольные люди» нередко нападали на «воеводские пересылки и на купеческие обозы» (П.П.Бажов).
В сказах об Азов-горе говорилось, что «вольные люди» сторожили дорогу с двух вершин: Азова и Думной горы, устраивая здесь своего рода ловушку. Пропустят обоз или отряд мимо одной горы и огнями дадут знать на другую, а сами заходят с тыла. Захваченное складывалось в пещере Азов-горы».
Большая часть легенд об Азов-горе повторяет вечный сюжет про разбойничий клад. «Жил на этой горе и в пещере скрывался разбойник Азов. Вот было у них безвыходное положение, всем уходить надо из этих мест. А в пещере много награбленного хранилось, его с собой не возьмешь. Вот и решили они вход в пещеру закласть. Ну, заложили пещеру, а Азов и спрашивает у разбойников: «Кто желает остаться здесь при кладе?» Один и вызвался. Азов его пристрелил, чтоб никто про клад не узнал и кости чтоб его этот клад караулили...» (Записано в Полдневой в 1895 г.)
Еще говорили старые люди, что гора называется Азов, потому что живет на ней в глубокой пещере девка Азовка. Скучно ей там одной, но людям на глаза она не любит показываться, если и показывается, то редко. Но чтобы знали люди, что она жива, каждый вечер, как стемнеет, зажигает она на самой вершине горы огонек. Многие люди видeли этот огонек, девку искали, но не нашли. До сих пор говорят, что люди, оставшиеся один на один с горой, слышат, будто внутри кто-то поет или плачет и стонет; видят огонь (свечу, костер) на вершине, только если подойдешь поближе, окажется, что никакого огня нет... До сих пор ищут место, где находился вход в пещеру, вспоминают людей, которые будто бы туда заходили, но не разглядели ничего: ветер подул, свеча погасла, а потом вход в пещеру засыпало землей и завалило камнями. «Азов-то гора не простая. Богатства в ней много,да достать трудно. Было здесь имечко заклянено: кто его назовет - тому гора и откроется. Угадать надо было имечко это. Тогда было бы счастье. Это девки Азовки имечко».
До сих пор говорят, что люди, оставшиеся один на один с горой, слышат, будто внутри кто-то поет или плачет и стонет; видят огонь (свечу, костер) на вершине, только если подойдешь поближе, окажется, что никакого огня нет... До сих пор ищут место, где находился вход в пещеру, вспоминают людей, которые будто бы туда заходили, но не разглядели ничего: ветер подул, свеча погасла, а потом вход в пещеру засыпало землей и завалило камнями.
Азов-гора остается местом притягательным, люди ездят туда постоянно, хотя одна только дорога к горе - по окраинам заводского города, мимо старой домны, по плотине, по пустырю, вдоль долгой, неподвижной, мертвой воды - должна начисто развеять веру в какие-нибудь чудеса... Но они живут...
Азов-гора - не место беды, она тайна, обещание и надежда. Геологи, старатели и просто туристы, побывавшие в этих местах, говорят, что есть здесь какая-то загадка. Вряд ли найдется человек, у которого здесь не произошло что-нибудь мистическое. Романтично настроенные натуры объясняют это тем, что в этих местах мир подземный встречается с поверхностным. Прагматики уверены, что причина мистических хитросплетений кроется в геомагнитных аномалиях. «Кто вот из вас доживет, тот увидит клад Азов-горы».